Кто узнает о бенефициарах компаний?
Согласно европейскому законодательству, бенефициарные собственники компаний будут учитываться в специальном реестре. Кто получит доступ к этим данным и как их использовать с учетом правил GDPR?
Государственное регулирование по вопросам борьбы с отмыванием денег и противодействию финансированию терроризма продолжает набирать обороты. Все чаще этот вопрос появляется в повестке дня, в национальное законодательство внедряются очередные правила и ограничения, озвученные в Директивах ЕС и направленные на предотвращение угроз в сфере европейского и международного экономического развития.
Правила выполнения четвертой Директивы ЕС (4AMLD) № 015/849 от 20 мая 2015 г.1 в отношении создания реестров данных UBO (от англ. — ultimate beneficial owner) — конечных бенефициарных собственников — затронуло фактически все компании и европейское экономическое пространство. Внесению в реестр UBO подлежит любое физическое лицо, которое прямо или опосредованно владеет компанией, имеет над ней фактический контроль и/или от имени которого совершаются сделки или осуществляется деятельность.
Согласно Директиве, такие реестры до первого квартала 2020 года создаются каждым государством — членом ЕС, что не только налагает дополнительные обязательства на компании, но и в достаточной степени влияет на частную жизнь их владельцев, так как часть этой информации будет находиться в публичном доступе.
Реестр UBO на Кипре
Реестр UBO на Кипре необходимо ввести после принятия закона 13 (I)/2018, направленного на реализацию положений 4AMLD с последующими поправками, внесенными законом 188 (I)/2007.
Реестр UBO — система, созданная для обеспечения прозрачности в виде постоянно обновляемой базы данных, где каждая зарегистрированная на Кипре компания обязана предоставлять достоверную текущую информацию о своем собственнике-бенефициаре. На данном этапе закон не содержит исчерпывающего перечня информации, которая должна быть внесена в реестр.
Закон определяет UBO как физическое лицо, которое осуществляет фактический контроль или является собственником компании, в конечном счете прямо или косвенно владеющее и управляющее компанией, являясь собственником пакета акций 25 % плюс одна акция либо имеет долю в собственности компании в размере более 25 %.
Данные должны быть внесены в единый реестр UBO, который будет доступен государственным регуляторам (включая кипрскую Ассоциацию адвокатов, Центральный банк и Комиссией по ценным бумагам и биржам (СySEC)). Кроме того, право на доступ к этой информации также получают силовые ведомства — полиция, налоговый департамент и таможенная служба, а также Группа по борьбе с отмыванием денег MOKAS – подразделение финансовой разведки Кипра.
Кроме того, закон дает право любому лицу, имеющему на то законные основания, получить по запросу доступ к данным реестра о бенефициарном собственнике компании: имя, месяц и год рождения, сведения о гражданстве и стране проживания, а также информацию о доле его владения в компании.
Реестр UBO и GDPR
Тем не менее, выполняя обязательства Директивы по отмыванию денег AML, финансовые учреждения и компании должны не забывать действовать в соответствии с требованиями по защите персональных данных GDPR. Это конечно, вызывает некоторые противоречия между ограничением на использование личных данных в соответствии с GDPR и требованиями AML к прозрачности для финансовых учреждений. Таким образом, данные реестра UBO надлежит использовать с должной степенью операционного контроля.
Реестр UBO для компаний будет находиться под контролем Регистратора компаний Кипра. Предполагалось, что работа с реестром начнется в январе 2020 года совместно с внедрением в кипрское законодательства положений пятой Директивы ЕС 2018/843 (5AMLD)2, однако на момент написания статьи реестр отсутствует.
Реестр UBO для трастов
Отдельно статьей 61 (b) закона предусмотрено создание Реестра UBO для трастов. Информация, вносимая в реестр, должна включать: личность доверителя, доверенного лица и любого другого физического лица, осуществляющего фактический контроль над трастом. Ожидается, что реестром трастов будет управлять Комиссия по ценным бумагам и биржам, а его внедрение запланировано на март 2020 года.
К информации, содержащейся в реестре UBO для трастов, будут иметь доступ:
1. компетентные государственные органы и органы финансового мониторинга MOKAS — без каких-либо ограничений и уведомлений представителя траста;
2. контрагенты в рамках имеющихся договорных отношений и обязательств перед трастом.
Кроме того, после внедрения положений пятой Директивы AML доступ к реестру UBO для трастов будут иметь:
3. любое физическое или юридическое лицо, которое может доказать свой законный интерес;
4. любое физическое или юридическое лицо, которое зарегистрирует письменный запрос относительно траста или подобной юридической структуры.
В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 данного перечня, доступ предоставляется к таким данным UBO как: имя, месяц и год рождения, гражданство и страна проживания собственника-бенефициара, а также степень и размер его владения в трасте.
Рекомендации бенефициарам
Внедрение положений пятой Директивы ЕС 5AMLD с 10 января 2020 г. делает неизбежной и безотлагательной потребность во внедрении Реестра UBO. Так, 5AMLD требует, чтобы государства-члены ЕС ввели ряд требований к реестрам UBO, самое значимое из которых: страны должны гарантировать открытость реестра для широкой публики.
Учитывая сроки начала работы реестра UBO и реестра трастов, важно, чтобы бенефициарные собственники компаний проанализировали свою деятельность на предмет соответствия новому законодательству, чтобы устранить потенциальные риски.
Екатерина ТЕРЗИ