Член Европарламента Гуннар Хёкмарк (Gunnar Hökmark) из Умеренной коалиционной партии Швеции (шв. Moderaterna) заявил, что Швеции не следует вступать в Европейский банковский союз и не стоит нагружать свои банки дополнительными задачами, которые не касаются общего законодательства.
По словам Гуннара Хёкмарка, Швеция должна стараться оказывать максимальное влияние на финансовую политику ЕС. В этом случае государство не сможет оказаться в ситуации, когда все важные решения будут приниматься только другими странами-членами ЕС. Эти отправные точки должны стать основой для обсуждения вопроса о вступлении в Банковский союз, а также роли Швеции в нём. Пока шведы не пользуются евро, но являются членами Евросоюза, государство не должно отказываться от контроля над шведским банковским рынком (в том числе во время кризиса) и обязано максимально влиять на разработку общего законодательства и управление банками в целом».
По мнению Гуннара Хёкмарка, в рамках взаимодействия Швеции и Банковского союза существуют две важные особенности. Во-первых, Банковский союз основывается на общем банковском законодательстве, поэтому Швеция находится здесь на «самом нижнем уровне». В Европарламенте Гуннар Хёкмарк принимает участие в разработке нового законодательства, которое влечет за собой «глобальные требования» как для ЕС в целом, так и для всей еврозоны. Так, например, в рамках данного законодательства вырабатываются общие требования к депозитным гарантиям, достаточности капитала, а также к формированию общих правил контроля банков и выработки антикризисных мер.
Во-вторых, страны Банковского союза отличаются от других членов ЕС не просто общими законами и правилами, а требованием наличия единой валюты для функционирования общего законодательства. У Банковского союза также имеются свои официальные органы — аналоги Шведского управления по обслуживанию государственного долга (шв. Riksgälden) и Государственной инспекции по надзору за финансовыми учреждениями (шв. Finansinspektionen), а не просто некое законодательство, отличное от шведского. В рамках ЕС именно евро определяет Банковский союз и необходимость создания совместных институтов для выработки единых правил в банковской сфере.
Нужно отметить, что существует риск того, что страны еврозоны будет принимать политические решения в рамках своего внутреннего финансового рынка. При этом в рамках существующих условий деятельности Банковского союза влияние Швеции на эти решения может значительно уменьшиться.
С другой стороны, Швеция состоит в Экономическом и валютном союзе (Ekonomiska och monetära unionen, EMU), который является фундаментом евро, и, как это ни парадоксально, Швеция являемся одной из немногих стран-членов ЕС, выполняющих требования еврозоны с точки зрения государственных финансов. Поэтому вне зависимости от того, находимся ли Швеция в еврозоне или нет, у неё должны быть собственные взгляды на развитие института Банковского союза, а также на законы, лежащие в его основе.
«Когда Швеция станет членом Банковского союза, мы будем обязаны отказаться от шведской кроны. Тем самым нам будет выгодна эта стабильность, которую даёт такая крупная валюта. Но членство в союзе повлечёт за собой потерю влияния на наш собственный банковский сектор», – отметил Гуннар Хёкмарк.
По мнению Гуннара Хёкмарка Швеция должна использовать следующие подходы при формировании своей позиции в рамках взаимодействия с Банковским союзом: Швеции не следует перегружать свои банки дополнительными задачами, кроме тех, которые следуют из общего законодательства. Благодаря развитому банковскому сектору Швеция получила право устанавливать более высокие требования к капиталу и банковским взносам. К примеру, перенос штаб-квартиры банка «Нордеа» (Nordea) был вызван не условиями Банковского союза, а именно действиями правительства, установившего слишком высокие взносы для банков.
Швеция должна влиять на политическое формирование Банковского союза, потому что страна является частью Валютного союза и, вероятно, постепенно откажемся от шведской кроны в подходящий для этого момент. При этом Швеция должна учитывать, что Банковский союз также потребует закрытия европейских банков со слабыми балансовыми счетами и «плохими кредитами», поскольку Валютный союз не должен (согласно собственным правилам) оказывать финансовую помощь тем странам-членам ЕС, которые не повышают требования к своим банкам.
Швеция, безусловно, должна отказаться от создания специальной парламентской ассоциации для еврозоны, которая также наделена правом контролировать фонды и органы Банковского союза. Появление таких структур приведет к снижению влияния Швеции на важные решения. Поэтому Швеции важно показать, что страна готова сама взять на себя ответственность за законы, касающиеся формирования Банковского союза.
Швеция должна иметь своих наблюдателей в надзорном органе Европейского центрального банка (ECB) и в Едином механизме санации банков (Single Resolution Board).
Швеции следует постараться укрепить сотрудничество между различными надзорными коллегиями, контролирующими крупные шведские банки и скандинавские банки на территории Швеции. Это может быть достигнуто за счет соглашений о том, что в случае крупного банковского кризиса банки смогут воспользоваться всеми доступными резервными фондами.
«Исключение страны из зоны евро не должно привести к полному бездействию Швеции в принятии важных для нашей экономики решений.
Мы не стремимся к всестороннему влиянию на развитие финансовых рынков, но мы должны иметь возможность воздействовать на силу стабильных государственных финансов. Мы должны показать, что в Швеции есть уверенное в себе правительство, способное принимать решительные меры», — заключил Гуннар Хёкмарк.
Источник: «Дагенс Индустри» (Dagens industri)